|
Виртуальные прогулки по Русскому музею Корпус Бенуа |
|
Русский музей
»
Корпус Бенуа
»
Зал 67
Зал 67Обращение к своим, отечественным корням — явление, глубоко и разнообразно проявившееся в начале ХХ столетия. Философские картины-размышления о России были написаны в этот период Михаилом Нестеровым (1862–1942). Поэтическое воспевание чистоты и гармонии аскетической жизни отшельников, духовности, свойственной людям, ушедшим от мирской суеты, пронизывает образы, созданные художником. „Великий постриг“ (1898) — лучшее произведение из задуманного Нестеровым цикла, посвященного судьбе русской женщины, навеянного романами П. И. Мельникова-Печерского о жизни старообрядцев. Художник запечатлел обитательниц женского скита, сопровождающих на постриг подругу. Шествие разворачивается на фоне весеннего пейзажа, пронизанного сдержанной, тихой радостью грядущего обновления, слегка диссонирующего с тихой печалью задумчивых лиц монахинь. За это полотно в 1898 году Михаилу Нестерову было присвоено звание академика. Увлечение Востоком сыграло огромную роль в творчестве многих художников начала ХХ века. Наиболее яркий среди них — Николай Рерих (1874–1947). Он начинал как ученик Репина, потом — Куинджи. Увлекся историей, философией. Много путешествовал. В ранние годы (1899) проплыл по „великому водному пути“. В его воображении возникли картины прошлого России. Под впечатлением от пережитого Рерих написал цикл работ, посвященных варяжскому периоду Руси („Заморские гости“. 1902). В 1923 году Рерих предпринял экспедицию в центральную Азию, по окончании которой организовал в Индии научно-исследовательский институт по изучению Гималаев. Этим местам посвящено множество произведений Рериха. |
Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей. |