Начало ХХ века связано в России в том числе и с яркими впечатлениями от современного западного искусства. Путешествия по Европе, знакомство в Москве и Петербурге с коллекциями Морозова и Щукина, собиравшими уже тогда полотна Сезанна, Матисса и других новаторов ХХ века, несомненно, оказали влияние на путь и характер развития русской изобразительной культуры. В России появились последователи Сезанна. Правда, объединившись в группу с эпатажным названием „Бубновый валет“, они весьма своеобразно, на русский манер, трансформировали „сезаннизм“. В натюрмортах, портретах и пейзажах Ильи Машкова (1881–1944), Петра Кончаловского (1876–1956), Александра Куприна (1880–1960), Аристарха Лентулова (1882–1943) одновременно с приемами, близкими Сезанну, используется живописная пластическая и сюжетная брутальность русского фольклорного искусства — вывесок над магазинами, игрушки, лубка.
В конце XIX века прялки, подносы, деревянные и глиняные игрушки, расшитые полотенца и одежда составляли быт любой крестьянской семьи, не замечавшийся и не ценившийся современниками. Художники „Бубнового валета“ подняли предметы народного творчества до высот большого искусства. Обращение к своим, отечественным корням — явление, глубоко и разнообразно проявившееся в начале ХХ столетия.